Содержание сферы малого бизнеса

Малый бизнес изначальная форма развития предпринимательства и базовое направление оздоровления национальной экономики. Именно малый бизнес, реализуя многообразные услуги на всех стадиях воспроизводственного процесса, служит ключевым факто­ром экономического роста.

Мировой опыт подтверждает значимость малого бизнеса в создании конкурентной среды, способствующей формированию мотивационных механизмов к инвестированию, совершенствованию финансово-кредитных рычагов.

Современные российские аналитики свидетельствуют о том, что негосударственный сектор сферы малого бизнеса демонстрирует очевидные преимущества в качестве коммерческих услуг, обеспечи­вает восстановление промышленного потенциала, снижение уровня безработицы, повышение безопасности производства, потребления и жизнедеятельности. Представители малого бизнеса по-новому оценивают собственную деятельность с позиции социально-корпоративной ответственности за результаты труда перед обществом.

При этом отставание России от развитых стран по занимаемой доле малого бизнеса в валовом национальном продукте (всего 10— 14%), а также по динамике его развития служит серьезным дополнительным стимулом к глубокому анализу складывающейся ситуа­ции и поиску уникальных управленческих решений в сфере маркетинга малого бизнеса.

Возрождение России невозможно без пристального изучения особенностей маркетинга в сфере малого бизнеса в тесной увязке с элементами рыночного механизма, его принципами, функциями.

Для того чтобы разобраться в концептуальных подходах к содержанию маркетинга, его стратегии, тактики, необходимо преодолеть маркетинговую неграмотность и освоить на практике закономерности, формы и методы рыночного управления в отраслях сферы малого бизнеса. Решение этой задачи требует использования соответствующего понятийного аппарата.

Маркетинг — центральная функция управления малым бизнесом, так как его целью является определение потребности покупателей и мобилизация ресурсов фирмы для удовлетворения этих потребностей. По мере обострения конкуренции в условиях глобализации экономики значение концептуализации маркетинга усиливается.

Рынок — комплексная система коммерческих связей между покупателями и продавцами, функционирующая в целях совершения обмена товара на деньги. Рынок имеет богатую структуру построения. Эта сложная структура включает в себя совокупность различных рынков, их видов, подвидов, элементов и факторов, характеризующих степень развития рыночных отношений. Каждый рынок в отдельности отличает собственная специфика в зависимости от объекта, территории, соответствия законодательству, уровня регулирова­ния, насыщения товарами, степени корпоративной ответственности перед партнерами.

Отрасль — совокупность предприятий, конкурирующих между собой за потребителя в силу наличия общих свойств у выпускаемой ими продукции или оказываемых услуг.

Сфера малого бизнеса — система взаимодействия субъектов малого предпринимательства и развитой инфраструктуры. Сфера малого бизнеса страны стала зарождаться с 26 августа 1988 года, когда был принят Закон СССР «О кооперации». Этим Законом были созданы привилегированные условия одной форме собственности, а именно: отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов. Все это привело к оттоку квалифицированной рабочей силы с государственных предприятий в кооперативы.

В этом же году (6 июня 1988 года) было принято положение «Об организации деятельности малых предприятий» (Протокол № 6 заседания Комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР). Утверждением этого положения был введен упрощенный порядок создания и регистрации малых предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоя­тельность в осуществлении хозяйственной деятельности и распределении хозрасчетного дохода. Началось создание малых предприятий в различных отраслях промышленности и регионах страны.

4 июня 1990 года принят Закон «О предприятии в СССР», в котором было объявлено о равенстве организационно-правовых форм предприятий, основанных на любой форме собственности, что обеспечило рост числа предприятий различных форм собственности.

В этом же году (8 июля 1990 года) Постановлением Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» были определены основные документы для государственной регистрации малых предприятий, утвержден двухнедельный срок госрегистрации, определены льготы малому бизнесу по налогообложению, амортизации и др.

18 июня 1991 года было принято постановление Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий», которым определены направления государственной поддержки малого бизнеса в России.

В этом же году (27 декабря 1991 года) Законом «О налоге на прибыль предприятий и организаций» определены дополнительные льготы для малых предприятий, чем усилена государственная поддержка малого бизнеса.

В 1993 года было опубликовано постановление Совета Министров — Правительства РФ от 11 мая 1993 года № 446 «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации». В этом постановлении указано, что государственная поддержка малого предпринимательства — одно из важнейших направлений экономической реформы. Определены приоритеты развития малого предпринимательства.

В целях развития в России предприятий малого бизнеса постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 года № 65 создан «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере» (создание малых наукоемких фирм инкубаторов бизнеса, инновационных, инжиниринговых центров и др.). Поощряется конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным, наукоемким проектам малого бизнеса.

В 1995 года был принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ. Законом были определены формы и методы государственного регулирования и стимулирования субъектов малого предпринимательства, разграничены полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами. В Законе названы важнейшие направления государственной поддержки предпринимательства. В их числе:
формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства
создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансов, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно- технических разработок и технологий
установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности,
сертификации продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности
поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие их годовым, научно-техническим, информационным и производственным связям с зарубежными государствами
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий

Теория и хозяйственная практика выделяют в первую очередь производственную инфраструктуру как комплекс отраслей и сфер, обслуживающих малые предприятия и способствующих их развитию: транспорт и транспортное хозяйство в целом, связь, линии электропередачи, материально-техническое снабжение и сбыт, объекты, обеспечивающие бесперебойное функционирование нефте- и газопроводов, рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды.

Выделяется также социальная инфраструктура, в которую входят сферы деятельности, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы и нормальную жизнедеятельность людей:
жилье и коммунальное хозяйство в целом
здравоохранение
образование
гостиничное хозяйство
общественное питание
и т.п.

В свою очередь социальная сфера должна иметь свое инфраструктурное обеспечение, равно как и градостроительство, наука, культура, спортивная деятельность и другие сферы жизни людей.


Рынок диктует необходимость развития важнейших элементов его инфраструктуры, таких, как:

  • разветвленная банковская система, обеспечивающая современный финансово-кредитный и расчетный механизм, бесперебойное денежное обращение в стране
  • эффективно работающие специализированная биржевая и аукционная системы, обеспечивающие рыночные котировки и биржевой оборот различной товарно-сырьевой продукции, ценных бумаг, куплю-продажу недвижимости, валютных средств, вовлечение в хозяйственный оборот трудовых и других ресурсов
  • широко разветвленные закупочно-заготовительная, контрактная и торгово-коммерческая системы, обеспечивающие небиржевой оптовый и розничный товарооборот
  • надежная страховая система, обеспечивающая страхование не только жизни, имущества и капитала, но и различных коммерческих рисков на всех стадиях рыночного оборота
  • четко организованная налоговая система, определяющая взаимоотношения всех субъектов рынка (юридических и физических лиц) с государственным бюджетом и стимулирующая развитие и повышение эффективности их производственной и хозяй­ственной деятельности
  • налаженная современная информационно-аналитическая система, включая современные специальные информационные каналы связи и другие средства коммуникации
  • гибкая, легко адаптирующаяся к рыночным изменениям система паблик рилейшнз с ее механизмами, формами и методами
  • правовая система, без которой нормальный рынок просто не сможет существовать, а также судебно-арбитражные структуры


Важнейшей составной частью инфраструктуры любой национальной экономики является сфера товарного обращения. Товарное обращение средств производства — важный фактор эффективности рыночного механизма, так как через эту сферу в России проходит более 2/3 всего товарооборота.

В сфере товарного обращения происходит реальная оценка результатов деятельности каждого предприятия. В ней через механизм спроса и предложения, т.е. через фактическую реализацию, проходят свою проверку созданные потребительные стоимости с точки зрения их соответствия общественной и индивидуальной потребности и цены на товары с позиции их конкурентоспособности.

Коммернеско-посредническая сфера — сложная оперативно- организационная система, направленная на обеспечение совершения процессов купли-продажи с учетом текущих и перспективных рыночных изменений в целях полного, качественного и своевременного удовлетворения спроса населения и получения прибыли. Это такая деятельность, которая позволяет всем участникам коммерческого оборота успешно взаимодействовать с учетом взаимной выгоды на всех этапах реализации торговых сделок. Именно коммерческо-посредническая деятельность способствует эффективному развитию производства и влияет на формирование его объемов и перспективных направлений.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого бизнеса отнесены коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля при­надлежащих одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

  • в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек
  • в сельском хозяйстве, научно-технической сфере — 60
  • в оптовой торговле — 50
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек


Под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В ходе проблемно-ориентированного анализа динамики развития субъектов малого предпринимательства России построена таблица, в которой отражено число малых предприятий по отраслям экономики за 1996—2004 годы.

Тенденция снижения числа малых предприятий просматривается в строительстве, образовании, науке и научном обслуживании. Здесь за обозначенные 9 лет число малых предприятий в строительстве снизилось со 138 до 121,3 тыс., а удельный вес их в общем числе — с 16,4 до 12,7%.

Следует также отметить такой негативный факт, как снижение более чем в 2 раза, а именно с 46,7 до 20,7 тыс., числа малых предприятий в науке и научном обслуживании (в процентном отношении с 5,5 до 2,2%).

Отрасли экономики, где за истекшие девять лет наблюдался существенный рост числа малых предприятий, это — оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения (с 14,6 до 25,7 тыс.), операции с недвижимым имуществом (с 3,9 до 30,5 тыс.) и здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (с 11,0 до 22,3 тыс.). Соответственно возрос и удельный вес этих отраслей в общем числе малых предприятий России.

Как видно, за последние годы число малых предприятий растет незначительно, а по отдельным отраслям остается почти неизменным или даже снижается.

Качественные структурные сдвиги в сфере малого бизнеса могут быть обеспечены за счет внедрения и развития маркетинга.

Маркетинг в отраслях сферы малого бизнеса — комплексная система управленческой, регулирующей и исследовательской деятельности, учитывающая отраслевые особенности и направленная на удовлетворение потребностей общества в соответствии с покупательским спросом. В результате главная цель маркетинга заключена в удовлетворении потребностей общества с учетом материальных и духовных запросов.

Основные направления маркетинговой деятельности являются ключевыми составляющими всех стадий воспроизводственного процесса — от производства материальных благ, их распределения, обращения до стадии конечного потребления.

В последние годы качественно новое развитие получил рынок услуг сферы малого бизнеса, представляющий социально-экономический комплекс, работа которого осуществляется в соответствии с рыночными законами, национальной спецификой, территориальной масштабностью в целях усиления роли институтов потребителей и повышения качества жизни общества.