Как создать инновационный бизнес
Нововведение становится все более важным моментом экономической жизни. В России постепенно приходят к мнению, что наша во многом неэффективная промышленная деятельность по сравнению с такими странами, как США, Япония, Германия и Китай, объясняется тем, что последние более прогрессивны в плане применения новой техники. В нынешней обстановке организациям жизненно важно идти в ногу или даже впереди технических перемен и успешно внедрять нововведения.
Инновация (нововведение) означает процесс создания и внедрения новшеств. В зависимости от места применения (потребления) можно выделить четыре группы инноваций/нововведений:
товарные — новые продукты, потребляемые в сфере производства (средств производства) или в сфере потребления (предметы потребления);
технологические — новые способы производства (или усовершенствованные) старых или новых продуктов;.
управленческие — новые формы и методы работы, используемые аппаратом управления;
экономические — проведение маркетинговых исследований в области инноваций на основе методов сбора и анализа информации о потенциале (в том числе коммерческого конкретного нововведения).
Попробуем сформулировать основные принципы успешной реализации инноваций.
- Приоритетность инновационного производства над традиционным. Данный принцип базируется, во-первых, на ведущей роли науки в системе производительных сил; во-вторых, на решающем значении в прогрессе производительных сил. Приоритет инновационных процессов выступает как прямое следствие повышения роли научно-технической подготовки производства, адекватности уровня рабочей силы состоянию технологической и производственной базы предприятия.
- Экономичность инновационной деятельности. Данный принцип предполагает последовательный учет в практике управления производительного характера функционирования прикладной науки, определяющей не только самоокупаемость инновационного процесса, но и его прибыльность, коммерческий успех на рынке.
- Гибкость инновационной деятельности. Исходя из этого принципа, управление должно обеспечить широту свободы действий субъектов инновационной деятельности, получение ими возможности маневра, отказ от жесткой регламентации, поощрение инициативы.
- Цикличность инновационных процессов. Среди исследователей все большую популярность завоевывает волновая, циклическая концепция развития нововведений. В начале цикла происходит постепенное нарастание технического потенциала нововведения, затем его бурная коммерческая эксплуатация, за которой следует замедление. В основе каждой «волны» лежат доминирующие базисные технологии. Впервые эту концепцию больших циклов предложил экономист Н. Д. Кондратьев («циклы Кондратьева»). Суть ее заключается в том, что существуют большие циклы, характеризующиеся сменой тенденций повышения и понижения.
- «Не навреди!» С нашей точки зрения, этот принцип является основополагающим не только для медицины, но и для общества, организации, индивидуума, занимающегося инновационной деятельностью. Неразумное, непродуманное создание и внедрение новшества может быть опасно для общества в целом (новые виды оружия массового поражения) и для конкретной организации (средства, затраченные на нововведение, не имеющее коммерческого потенциала, могут привести к гибели организации).
- Соответствие инновационной деятельности и его результатов (новшества) определенным временным рамкам. Нововведение, которое для данного общества или организации не соответствует конкретному этапу развития, не может принести пользы и быть востребованным.
- Соответствие инновационной деятельности и ее результатов культурному уровню рынка. Новшество, которое внедряется на рынок, должно соответствовать культурному уровню этого рынка, иначе оно не будет обладать коммерческим потенциалом и не будет востребовано им.
- Финансовая обеспеченность нововведения. Инновационная деятельность должна быть адекватна финансовым возможностям организации и обеспечиваться денежными ресурсами на каждом этапе (для ее успешного завершения и проведения мероприятий по анализу и подготовке рынка к внедрению новшества).
- Общественная полезность. Нововведение должно приносить пользу не только конкретной структуре, занимавшейся его разработкой, но и обществу в целом, т. е. нововведение должно ориентироваться на принципы социально-этического маркетинга.
- Экономико-географический принцип. Мы исходим из того, что результат и сам процесс нововведения должны реализовываться, быть адекватны определенному уровню экономики и географическим, климатическим и т. п. условиям.
- Поддержка фундаментальной науки. Прикладная наука имеет возможность самофинансирования. Такая возможность отсутствует у фундаментальной. Так как фундаментальная наука является основой для научно-технического прогресса в целом, задача государственных органов и предпринимательских структур, занимающихся инновационной деятельностью, поддерживать материальную основу этой деятельности — фундаментальную науку.
- Защищенность инновационной деятельности. Принятие и действие законов и других нормативно-правовых документов для защиты авторских прав и интересов организаций, действующих в сфере инновационной деятельности.
- Организация обратной связи. Процесс нововведения заканчивается появлением на рынке новшества, которое должно на определенном этапе жизненного цикла вызывать потребность в создании следующего нового продукта (идею) и давать финансовую возможность этому процессу.
- Кадровое соответствие. Для успешного проведения процесса нововведения организация должна располагать кадрами, которые могут и хотят создавать новое.
- Конкурентоспособность. Политика нововведения должна строиться с учетом деятельности конкурентов на рынке, анализа их возможностей, сильных и слабых сторон, использования достижений конкурентов в своих интересах (бенчмаркинг), а также носить упреждающий характер.
- Единая инновационная стратегия. Организация разрабатывает стратегию в области инновационной деятельности, учитывающую экономические, финансовые, кадровые возможности; социальное воздействие на общество; факторы внешней среды.
- Коммерческий эффект нововведения. Процесс инновационной деятельности возможен и имеет смысл в том случае, когда он обладает коммерческим потенциалом, а новшество приносит прибыль, которая должна покрывать затраты на ведение инновационной деятельности, обеспечивать жизнедеятельность организации и стимулировать организацию к созданию последующих новшеств.
- Экологическая безопасность. Любое нововведение должно гарантировать отсутствие вреда для окружающей среды. Организация предусматривает возможность причинения вреда и принимает меры по его предотвращению. В конечном итоге новый продукт, наносящий вред природе и человеку, отторгается обществом и не приносит пользу организации.
- Приоритет потребности рынка. Фирма, занимающаяся инновационной деятельностью, для получения коммерческого эффекта должна ориентироваться на потребителя и предлагать те новшества, которые ему действительно нужны, а не те, которые может произвести (основной принцип маркетинга).